СИЗО 1 в Колпино находится на Рубежном шоссе в доме №9.
Заказчиком строительства является УФСИН Министерства юстиции РФ. Над реализацией проекта трудился АО «Специальный проектно-изыскательский институт». Подрядчиком выступила АО «Генеральная строительная корпорация».
История проекта
Легендарную питерскую тюрьму часто называют Русской Бастилией. Ее основали на Выборгской стороне Санкт-Петербурга на исходе XIX столетия. Строительство осуществлялось с 1884 по 1892 год. В своей исходной версии «Кресты» вмещали 1150 заключенных, количество камер составляло 960. Изначально камеры были одиночными. Площадь каждой составляла 8 кв. м., постепенно их количество выросло до 999.
На строительство «Крестов» было потрачено 1,5 млн. руб. Возводили ее на совесть, используя цементный раствор с добавлением яиц для крепости. Работы велись заключенными из других тюрем. Столь необычное название появилось благодаря ансамблю из 2-х пятиэтажных корпусов в стилистике того времени.
Выбор столь оригинальной конфигурации зданий был сделан неспроста и преследовал практическую цель. Над проектом работал архитектор Антонио Томишко, он постарался сделать так, чтобы в течение светового дня солнце заглянуло в каждую из камер.
Тюремное здание проектировалось в соответствии с принципом паноптикума, суть которого сводится в максимальной освещенности и открытости для наблюдения за арестантами. Надзиратели могли быть в самой верхней точке на четвертом этаже, обозревая при этом все происходящее в галерее, контролируя пространство с первого по четвертый этаж.
До «Крестов» подобных тюрем в нашей стране не возводили.
Сложные годы исправительное учреждение переживало в военный период. В то время функционировал всего один корпус, заключенные и сотрудники «Крестов» гибли от недоедания.
В советские годы в это исправительное учреждение направляли бунтарей, в стенах знаменитой питерской тюрьмы побывали даже министры.
СИЗО 1 Кресты в Колпино считается самым большим исправительным учреждением на территории нашей страны и в целом в Европе. Потребность в его создании остро назрела в 1990-е годы. Старые «Кресты» к тому моменту оказались переполненными, находились в критическом состоянии. Именно тогда и было принято решение построить новый следственный изолятор в центральной части Петербурга. Работы по возведению СИЗО 1 стартовали в начале 2007 года.
Продвигались они медленно в связи с нехваткой финансирования, различными техническими проблемами, бюрократическими проволочками. Местом для строительства ФСИН СИЗО1 в Колпино выбрали пустырь поблизости от Октябрьской железной дороги. Это всего в 1 км от станции метрополитена.
На первом этапе подготовили территорию, сформировали глубокий котлован. Возведение корпусов завершилось к 2010 году, но их сдача в эксплуатацию затянулась на несколько лет. В двух корпусах из восьми обнаружили дефекты стен.
Архитектурные и конструктивные особенности «Новых Крестов»
«Кресты 2» обладают конструктивным сходством со своим предшественником. И главное из них связано с конфигурацией. У старых Крестов было четыре этажа, у новых их целых восемь.
Наряду с прежним проектом у модернизированного имеется многоэтажная подвальная зона. В старых Крестах не было бомбоубежища, в новых оно имеется, обустроено под землей.
Тюремные корпуса обладают крестообразной формой, ради улучшенного обзора их возвели по 45 градусным углом относительно периметра. Сам периметр являет собой два бетонных ограждения, высота которых достигает нескольких метров.
Исправительное учреждение вмешает 4 тыс. арестантов. Одна стандартная камера рассчитана на 4-х заключенных. В каждой из них имеются туалеты, отдельные от основной части при помощи дверей. Санузлы имеют сходство с вагонными, сделаны из металла в сочетании с пластиком, за счет этого обеспечивается антивандальность.
Корпуса разделяются траволаторами, по которым перемещаются заключенные. Общая площадь здания превышает 24 га. Надземные этажи в количестве восьми штук, объединяются крытыми переходами.
Известные заключенные «Крестов»
Самые известные заключенные это в большей степени люди, имевшие известность в первой половине двадцатого столетия. В те времена в СИЗО помещали в основном за политические правонарушения, подозрение в совершении таковых.
Первыми «жильцами» «Крестов» были революционеры Александр Браудо, Алексей Ергин, Михаил Ольминский, Василий Приютов — создатель первого постоянного кинематографа в Якутске. Все, оказавшиеся в тюремных стенах, по предписанию императора, обязаны были ежедневно трудиться. Благодаря этому должна была очищаться душа арестантов, ну и, конечно, так они приносили пользу обществу.
Одним из самых известных заключенных старых «Крестов» является Александр Керенский. В свое время он занимал пост председателя Временного правительства. В 1905 году его печатали в бюллетене «Буревестник», распространявшем революционные идеи и настроения. Адвокат подвергся обыску, в ходе которого были найдены листовки «Организации вооруженного восстания» и пистолет. В «Крестах» Керенский оказался по факту предварительного ареста без предъявления обвинений. Адвокат устроил голодовку, достаточное количество улик против него найти так и не удалось. Революционер вышел на свободу, но был депортирован в Ташкент вместе с семьей.
В «Крестах» довелось побывать и будущему лауреату Нобелевской премии Иосифу Бродскому. Его арестовали в 1964 году, предъявив обвинение в тунеядстве, а также за написание «ущербных и упаднических стихов». После того как Бродский оказался в «Крестах», у него произошел инфаркт. Наказание по статье «тунеядство» было вынесено максимальное из возможного – 5 лет принудительных работ.
Два раза в «Крестах» сидел Лев Троцкий. Имя этого революционера слышали многие, в свое время он наделал немало шума. И в первый, и во второй аресты не терял времени – отправляя из одиночной камеры, написанные им публицистические очерки в многочисленные большевистские СМИ. Известный псевдоним «Троцкий» появился как раз в период заключения. Настоящее имя революционера звучит как Лев Бронштейн. Он решил взять фамилию любимого надзирателя.
Троцкий и ему подобные, пребывая в стенах СИЗО, работали над расширением собственного кругозора, многим из них уединение пошло на пользу, они стали лучше разбираться в происходящем в государства. В те годы камеры запирали редко, у заключенных была возможность ходить друг к другу в гости, играть в нарды и шахматы.
Список известных заключенных «Крестов» включает и Владимира Набокова – депутата и автора «Лолиты». В СИЗО его уважали. Он оказался в «Крестах» напрямую из Госдумы, которая была распущена в июле 1906 года. В заключении Набоков носил рубашку из шелка, пользовался привезенной с собой резиновой ванной, писал супруге послания на туалетной бумаге. В одном из таких писем бывший депутат признался, что кровать узкая и жесткая, но, несмотря на это, спит он отлично.
Поэтесса Анна Ахматова в перечне заключенных «Крестов» не значится, но она провела много времени у стен питерского СИЗО. В 1921 году ее бывший супруг Николай Гумилев был приговорен к смертной казни после того как его признали врагом народа.
Сын поэтов Гумилева и Ахматовой – будущий историк Лев Гумилёв сидел в «Крестах» целях три раза.
В самые тяжелые времена в исправительном учреждении отбывало срок одновременно 12 тыс. заключенных. Это количество приравнивается к небольшому городу. «Кресты» действительно напоминают таковой. Легендарное исправительное учреждение таит в себе множество тайн, немало заключенных предпринимало попытки бегства. Для этого они разбирали стены здания, подделывали служебные удостоверения, брали заложников. Из множества попыток успешной оказалась всего одна, предпринятая бывшим чекистом Леонидом Пантелеевым – известным разбойником советской России.
«Новые Кресты» обладают развитой внутренней инфраструктурой, об их существовании знают даже те, за кем не значится никаких правонарушений.